Рисовать – это важно!
Опубликовано admin Сен 16, 2010 в Рисование | Нет комментариевПо мнению многих педиатров, здоровый ребенок – это ребенок, который хорошо играет, хорошо говорит и хорошо…рисует. Также как речь или игра, рисование является средством самораскрытия, а ребенку очень важно иметь возможность свободно выражать свой внутренний мир. Для него рисунок – это своеобразный способ общения с внешним миром. Посредством рисования ребенок может выразить свою радость или боль, свои страхи, вопросы и фантазии, свое отношение к окружающим…Не рисующих детей очень мало и подобный творческий застой является чаще всего следствием пережитой ими душевной травмы, считают психологи.Каков возраст – таков рисунок. Развитие графического самовыражения у детей происходит параллельно с их психическим и моторным развитием. В рисунке ребенок может отразить и свое настроение (злящийся ребенок увлеченно черкает на листе бумаги), причем его изменения можно проследить по ширине линий и повторению одинаковых фигур.
Приведенные ниже данные, естественно, приблизительны:
12-18 месяцев – беспорядочные каракули, зигзаги, подобие окружности без какой-либо идеи
2 года – вертикальные линии
2,5 года – горизонтальные линии, спирали
3 года – кружочки, солнышки
3,5 года – первый человечек (ручки, ножки…отдельно), крестики
4 года – квадрат, ребенок пытается воспроизвести знакомые ему предметы
5 лет – человечек полностью, например, с деталями одежды, геометрические фигуры
6 лет – персонажи в действии и в интерьере
От каракуль к реализмуСпециалисты выделяют 5 основных этапов:
до 2 лет – каракули. Они начинаются с момента, когда ребенок может держать карандаш (около года). Глаза следят за рукой, черкающей по бумагу. По началу рука лежит на бумаге не поднимаясь и лишь потом начинает действовать свободнее.
с 2 до 3 лет – неожиданный реализм. Период начинается с 2 лет. Ребенок, который изначально рисует, не желая изобразить что-то конкретное, начинает замечать сходство с предметами. В последствии он придумывает название своему рисунку.
с 3 до 4 лет – нехватка реализма. Ребенок старается изобразить форму предмета. Стадия обучения наброску.
с 4 до 10 лет – разумный реализм. Ребенок рисует то, что он знает об объекте, а не то, что он видит. Он прибегает к двум приемам: наложение (объекты располагаются не в перспективе, а рисуются относительно одной точки пространства) и прозрачность (объект и его содержимое рисуются вместе, например домик с его обитателями)
с 10 лет – визуальный реализм. Это своеобразный «конец» детского рисунка. Ребенок начинает следовать законам перспективы и реализма, отчего происходит некоторое обеднение штрихов и палитры.
Выражение творческого начала«Раньше я рисовал как Рафаэль, но мне пришлось прожить жизнь, чтобы научиться рисовать как ребенок…», – писал Пикассо. Является ли рисующий ребенок художником, в полном смысле этого слова? Попробуем найти несколько ключей к ответу на этот вопрос:
– у ребенка еще нет понятия «эстетики». На его видение зачастую влияет мнение других людей.
– ребенок не является уменьшенной копией взрослого. Детский рисунок можно оценивать только с точки зрения и психологии ребенка, но никак не взрослого человека.
– рисуя, ребенок не стремиться создать что-то «прекрасное», он экспериментирует с предметами, формами и цветом, он рисует инстинктивно, для удовольствия или для самовыражения.
Рисование и письмо. Эволюция навыков рисования напрямую связана с развитием речи и письма. Рисование является первым этапом в обучении письму:
посредством умений, которые оно предполагает: держать карандаш, контролировать свои жесты,
письмо как неотъемлемая часть жизни взрослых привлекает ребенка. Он очень рано начинает имитировать письмо взрослых. К 3-4 годам дети зачастую изображают подобие текста, имеющее для них магическую силу.
как только ребенок научился писать некоторые буквы (например, свое имя), он зачастую начинает смешивать буквы и рисунки.
позднее, когда ребенок идет в школу, специалисты отмечают уменьшение количества рисунков, которые не выдерживают конкуренции с письмом, на которое делают больший акцент.
Рисунок как отражение личности. Повторения – выводя каракули или рисуя, ребенок ощущает свободу выражения своих эмоций, направленность которых можно разглядеть, проанализировав повторяющиеся объекты его рисунка. Срытое послание можно разгадать, базируясь на фигурах, цвете и деталях рисунка. Расскажи о рисунке – психиатры не советуют в оценке детских рисунков ограничиваться восклицаниями вроде: «О, какой красивый рисунок!». Они считают, что ребенка прежде всего интересует обсуждение рисунка. Если он не сам не заговаривает об этом, то не стоит изводить его рассуждениями о величии его творения. Однако, когда он приносит вам свой рисунок, спросите, что означает та или иная его деталь, «пробегитесь» коротко по его содержанию. Рисунок как метод диагностики. Рисунок не рассматривается изолированно. Он представляет собой важный инструмент диагностики для специалистов по психическому развитию детей. Он дополняет картину факторов, влияющих на развитие ребенка. Проверка умственных способностей.Принимая во внимание наличие определенных навыков рисования, присущих тому или иному возрасту, рисунок зачастую используется для оценки интеллектуальной «зрелости» ребенка. Ему предлагается изобразить домик или человечка, чтобы сравнить его возможности со среднестатистическими нормами. Проверка психического состояния.Существует огромное количество тестов, выявляющих психические расстройства у детей. Так, например, дети с заторможенной реакцией либо рисуют многократно повторяющиеся полые фигуры либо отказываются рисовать вовсе. Рисунок и переживания. Рисунок может отразить душевные переживания и страхи ребенка. Психотерапевты тщательно изучают все, что может натолкнуть на соответствующие выводы: использование пространства, выбор цвета, тип и размер штрихов, размеры объектов и т.п. в рамках терапевтического лечения рисунок служит мостиком, для понимания событий пережитых ребенком. Когда стоит обеспокоиться? Расшифровка детских рисунков занятие настолько тонкое и требующее опыта, что только специалисты в этой области могут дать квалифицированную оценку увиденному. Однако, существуют общие моменты, наличие которых должно насторожить родителей:
общее повторяющееся болезненное впечатление от рисунка
систематическое отсутствие каких-либо частей тела или деталей персонажей
темные или пустые глаза
излишние перечеркивания
обильное закрашивание черным
рисунки очень маленькие и располагаются на очень небольшом пространстве листа
ребенок систематически отказывается рисовать или разрывает свои рисунки
один и тот же рисунок повторяется месяц за месяцем
пустые фигуры
незавершенные формы
Однако, многие детали рисунка могут напугать родителей, не представляя при этом повода для беспокойства: сцены насилия (которые не всегда отражают реальные события) или появление на рисунках детей 3-4 лет половых органов (в этом возрасте ребенок начинает понимать половые различия людей). Беспокойство должно вызывать скорее одержимое или навязчивое самовыражение ребенка в рисунке.Перевод: ЮЛАЛИ